Хороший наставник – это друг для первокурсников. Друг, с которым можно пообсуждать вредных преподавателей, у которого можно спросить совет по поводу того, стоит ли списывать на том или ином предмете, который даст решенные задания для зачета… А если серьезно, то он поможет в первые месяцы новой жизни в университете сориентироваться, не потеряться.

Вот несколько пунктов, которые напрямую связаны с работой наставника. С качественной работой хорошего наставника.

У любой нормальной группы первокурсников должны быть наставники. Это ребята со старших курсов, которые помогают пекусам адаптироваться. Ох, как же первокурсников бесит, когда их называют «пекусами». Это почти как обзывательство.

1. Никогда при первокурсниках не называй их «пекусами». Никогда. Многие обижаются, особой дружбы после этого не будет.

Ты в любом случае старше и опытнее первокурсника. Хотя бы на год, но старше. Ты уже в универе многое пережил, уже попадался на списывании, разочаровывался в дисциплине, факультете, университете, уже получил свои заветные автоматы… Обо всем этом ты можешь рассказать тем, кому это все только предстоит пережить. Но внимание! Рассказать! Не сделать все за них.

2. Ты не должен скидывать им все ответы, свои работы, не должен просить за них в деканате. Ты можешь помочь подсказать, но не сделать за них. Сделаешь раз, два, потом это будет происходить постоянно. И да, если ты будешь давать им списывать свои работы в надежде на то, что так вы быстрее подружитесь – нет. Так они быстрее сядут на шею.

«Блин, где моя группа?», «Кто этот человек, почему он на меня так смотрит?», «С кем мне сесть?». Прочие вопросы появятся у первокурсников, если не познакомить их заранее.

3. Наставник должен до 1 сентября провести встречу со своими первокурсниками. Не для того, чтобы они с первого дня стали «самой дружной группой», а для того, чтобы 1 сентября они смогли узнать друг друга и скооперироваться вместе.

«Когда будет посвят?» Вопрос задается еще до начала учебы. Возможно, на разных факультетах по-разному, но на журфаке посвящение в студенты – мероприятие неофициальное, организуют его старшекурсники. Всем понятно, что на таком действии пока еще абитуриенты не чай с печеньками пьют?

4. Так вот. Ответственность за своих «пекусят» в этот день/вечер/ночь вы берете на себя. Если кто-то нечаянно выпьет лишнего, упадет и разобьет нос, в больницу с ним поедете вы.  Ну, это я к тому, что быть наставником – это не только делиться опытом.

Даже самые раскрепощенные пофигисты-первокурсники будут чувствовать себя немного неловко, придя в универ. Для них это все равно смена обстановки. Они еще не знают, с кем как общаться, где искать аудиторию, как закрывать долг. Все это в диковинку и не стоит их запугивать еще больше.

5. Не стоит говорить им «Эта Марья Ивановна просто зверь, ты попал… Она головы откусывает тем, кто с первого раза не сдает! Держись». Ну что за бред? Если у вас не получилось найти к ней подход, все равно у кого-то с вашего потока или со старших курсов получилось. Сведите их с этим человеком, пусть он не запугивает, а просто объяснит, что этой Марье Ивановне нужно сказать, в каких грехах покаяться, чтобы она разрешила пересдать. Не делайте их и без того «страшную жизнь в вузе» еще более кошмарной.

Это лишь некоторые моменты, о которых рассказывают на Школе Наставников. Это всего лишь один день – с 10 утра до 6 вечера. Если вы решили, что вам это нужно, что вы хотите быть наставником, в конце учебного года проходит эта школа, в ходе которой опытные студенты-наставники рассказывают очень много полезной информацией. Возможно, после того, что они расскажут, вы передумаете. Возможно, в вас укоренится желание стать помощником и другом для первокурсников. Наставничество не отнимет у вас много времени, а чувствовать свою «нужность» тридцати новоиспеченным студентам – все-таки приятно.

 

Анна СЕМИЛЕТОВА

 

Нажми после прочтения:
Если ты напишешь свое мнение, мы будем его знать:

Жми на все кнопки!